1. В каких ситуациях в случае плохого или жестокого отношения к ребёнку в школе родители должны обращаться к юристу? И вообще каков порядок урегулирования здесь?
Исходя из конкретных обстоятельств, различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:
- эмоциональное (психологическое) насилие — поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, его отвержение, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к другим детям
и т. п. Примерами психологического насилия являются крики, некорректная критика в адрес ученика, унижение достоинства, угрозы, необъективное отношение, невнимательность. Педагогическое насилие приводит к страхам и невротическим состояниям, плохо сказывается на успеваемости, стимулирует агрессивное поведение и может вызвать психологическую травму, депрессию и ПТСР; - физическое насилие — действия (бездействие) по отношению к ребёнку со стороны третьих лиц, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой нарушения. Примерами могут служить случаи, когда учителя используют указки и учебники, нанося ученикам телесные повреждения, толкают их, силой вытаскивают из-за парты. Всё это может быть зафиксировано в медицинских учреждениях и впоследствии использовано в качестве доказательств;
- сексуальное насилие, развращение;
- пренебрежение (заброшенность, беспризорность), которое выражается в причинении вреда путём игнорирования физических, физиологических или психологических потребностей ребёнка в образовании, защите и присмотре. Пренебрежительное отношение к детям может проявляться запущенностью детей в медицинском отношении или неоказание им своевременной медицинской помощи в случаях заболеваний.
Конвенция о правах ребёнка предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, «чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (п. «а» ст. 37).
Статьёй 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона
Порядок урегулирования конфликтов:
- Необходимо обратиться к директору школы, который должен рассмотреть жалобу и принять соответствующее решение.
- Свои претензии желательно изложить в письменном виде и подать этот документ в администрацию школы в двух экземплярах. Это нужно для того, чтобы в случае последующего разбирательства в других инстанциях можно было доказать факт обращения к директору. Один экземпляр остаётся в школе, а второй возвращается родителю с отметкой о приёме.
- Директор должен провести проверку изложенных в обращении данных. С учителя берётся объяснительная, по результатам рассмотрения которой директор принимает меры для устранения нарушения в случае, если оно подтвердилось. По результатам рассмотрения жалобы к преподавателю могут быть применены различные дисциплинарные взыскания — от замечания до увольнения с места работы.
- В случае бездействия директора — можно направить в управление образования района или города жалобу с описанием фактов и указанием на бездействие руководства образовательной организации.
Альтернативными способами урегулирования конфликта могут быть:
- Обращение в школьную службу медиации (примирения) (при её наличии), в которой происходит разрешение конфликтов, связанных с участниками образовательного процесса, силами самой школы с участием третьего нейтрального лица.
- Направление жалобы в полицию.
- Направление жалобы в прокуратуру.
- Обращение в орган опеки и попечительства, уполномоченному по правам ребенка.
- Обращение в суд с исковым заявлением к образовательному учреждению, которое несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы (то есть во время учебного процесса), с требованием о компенсации нанесённого ущерба и (или) морального вреда.
2. В юридическом смысле чего можно добиться при жестоком обращении с ребёнком в школе: увольнения через суд, уголовного дела, моральной компенсации — что-то другое, может?
- Увольнение: в силу п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ, применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника является основанием для расторжения трудового договора с педагогом.
- Гражданско-правовая ответственность: при причинении ребенку физических и нравственных страданий его законный представитель будет вправе требовать возмещения вреда, причиненного личности или имуществу (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ), а также возмещения морального вреда (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
- Уголовная ответственность:
Статья 156 УК РФ предусматривает наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в частности, педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырёхсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Уголовная ответственность может также наступить за причинение тяжкого, средней тяжести или лёгкого вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК), доведение до самоубийства (ст. 110 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117), оставление в опасности (ст. 125 УК), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК), оскорбление (ст. 130 УК).
3. Правоприменительная практика интересна: были ли дела по конфликту между учителем и ребёнком, которые пришлось решать в суде и чем это закончилось?
Чаще всего встречается судебная практика по оспариванию увольнения в связи с применением к ребёнку физического насилия.
В мае 2020 г. Второй кассационный суд общей юрисдикции признал законным увольнение педагога-библиотекаря, который после возникшего конфликта с учеником вывела с применением физической силы в угол класса, а затем — из класса в коридор школы, оставив при этом остальных учащихся в классе без присмотра. Суд обратил внимание, что педагог не обратилась за помощью к педагогу-психологу или методисту школы, которые могли бы успокоить ребёнка без применения физического или психического насилия. Уволенный педагог-библиотекарь имел педагогическую подготовку и должен был осознавать особый статус педагога, который влечёт не только дополнительные права, но и обязанности, не мог не знать о недопустимости применения любых видов насилия к любым обучающимся.
В Краснодарском крае классный руководитель приехал к ученице, добиваясь от нее в грубой форме признания, что она употребляла спиртные напитки вместе с другими учащимися. В присутствии родителей унижал ученицу и других учеников класса, что продолжилось на классном родительском собрании. Родители учащихся направили обращение, по итогам проверки которого учитель был уволен. Суды признали увольнение правомерным.
По общему правилу родители, являясь законными представителями, выступают в защиту прав и интересов детей, в том числе в суде. Самостоятельно ребёнок может обратиться при нарушении прав и законных интересов за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
В Воронежской области был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) учитель технологии. Во время урока учитель неоднократно делал замечания ученикам по поводу их шумного поведения, дети должным образом на указания учителя не реагировали. Тогда осуждённый взял в кабинете нагретый утюг, подошел к 11-летнему мальчику и прислонил его сначала к спине, включив кнопку «отпаривание», а затем к бедру ребёнка, причинив телесные повреждения. Затем учитель нанёс пострадавшему мальчику удар гладильной доской в область головы. Вина была признан в полном объёме, виновному назначили судебный штраф в размере 30 тысяч рублей.
В некоторых случаях родители предъявляют исковые заявления о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда. В одном из дел на уроке математики ребёнка публично унизил учитель, оскорбляя его семью. Было проведено публичное расследование, однако результатов оно не дало. Родители подали исковое заявление к школе с требованием обязать принести публичные извинения и взыскать компенсацию морального вреда. Суд отклонил исковые требования, поскольку в речи учителя не содержались сведения, порочащие честь и достоинства истца. Суд также учёл, что учитель публично принёс извинения перед учеником и классом, а также указал на неисполнимость искового требования о принесении извинений в рамках дела о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Стремительное увеличение случаев насилия в российских школах заставляет экспертов вырабатывать методы решения проблемы. К примеру, прокуратура Москвы предлагает создать в России базу данных о педагогах, которые были замечены в применении психического и физического насилия над ребёнком. Образовательное сообщество эту идею поддерживает, полагая, что создание таких «позорных списков» заставит учителей контролировать собственное поведение.
Виктория Дергунова, Президент БФ «Юристы помогают детям», адвокат, к.ю.н., партнёр BGP Ligitation