Школа без травли: о чём антибуллинговый законопроект, который готовят депутаты

Депутаты Государственной Думы готовятся внести в Парламент законопроект, направленный на борьбу с травлей в школах. Как предложенные поправки помогут защитить тех, кто раньше оказывался беспомощным перед нападками сверстников в ситуациях травли? Об этом рассказывает адвокат, к.ю.н., партнёр BGP Litigation и один из авторов «антибуллингового» законопроекта Виктория Дергунова в колонке журналу «Новый очаг».

Что такое травля? Можно ли на законодательном уровне эффективно защитить детей от жестокости друг друга и сделать их жизнь в школе безопаснее? Авторы законопроекта — юристы и педагоги Виктория Дергунова, адвокат, к.ю.н., партнёр BGP Litigation, руководитель практики семейного права и наследственного планирования, Президент благотворительного фонда «Юристы помогают детям»; Светлана Моторина, просветитель, публицист, педагог; Анна Копылова, юрист программы «Травли net»; Сергей Макаров, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «Град», к.ю.н, советник ФПА РФ — считают, что да. Если предоставить взрослым действенные инструменты влиять на подобного рода конфликты. Поправки главным образом направлены на профилактику травли и поддержание здоровой среды в коллективе детей.

Травля в школах

Общественность не раз шокировали видео издевательств подростков над одноклассниками и учителями. Школа перестала быть безопасной средой как для учеников, так и для педагогов.

В практике благотворительного фонда «Юристы помогают детям» есть множество историй травли, которая обернулась вредом здоровью ребёнка. При этом намного чаще речь идет о психологических травмах, оценить ущерб от которых гораздо сложнее.

Школа предпочитает не вмешиваться

И в каждом из случаев жертва оказывается бессильна на фоне бездействия образовательной организации, которая, в свою очередь, на самом деле безоружна перед агрессором из-за отсутствия рычагов реального воздействия на него и ситуацию в целом.

Сейчас способов защиты от травли, позволяющих предотвратить её и минимизировать последствия на уровне образовательной организации, просто нет.

Травля вне закона: что изменится

Предложенные нами поправки дают школам инструменты для борьбы с буллингом и помогают на институциональном уровне защитить тех, кто раньше оказывался беспомощным перед нападками сверстников в ситуациях травли.

Предоставляя взрослым реальный ресурс влияния на подобного рода конфликты, поправки в то же время главным образом направлены на профилактику травли и поддержание здоровой среды в коллективе детей.

Законопроект не только не только даёт определение самой травли, но и определяет её виды, субъектов, а также предусматривает следующее:

  • Принятие государственной программы и единого стандарта профилактики травли, определяющих, как школы могут своевременно её выявлять и эффективно с ней бороться, предотвращая новые случаи
  • Утверждение школами локальных нормативных актов, предусматривающих порядок реализации указанных в госпрограмме и едином стандарте мер и собственных мероприятий в этой области
  • Создание в школах специального подразделения по рассмотрению, реагированию и профилактике случаев травли
  • Предоставление образовательным учреждениям возможности на законном основании применять к организаторам и участникам травли меры дисциплинарного реагирования

Кнут или пряник: акцент на профилактику

«Метод кнута» — адресные штрафные санкции в отношении педагогов или родителей — не работает, когда речь идет о буллинге. Об этом говорит и практический опыт борьбы с ним на примере различных школ, и многочисленные исследования. Самыми эффективными мерами оказываются те, которые не фокусируются на наказаниях, а концентрируются на просвещении и профилактике.

Именно такой подход лежит в основе законопроекта. Базово он предлагает сделать профилактику травли не обособленным автономным мероприятием, а частью системы воспитания детей в образовательных организациях.